Как противостоять телефонному мошеннику

Известно, что Банк России последние годы постоянно наращивает усилия по противодействию телефонным мошенникам, обманывающим клиентов банков и фактически похищающим деньги с их банковских счетов. Особенно опасны действия мошенников, направленные на людей с особенностями психики, связанными с подверженностью гипнотическому воздействию, излишней доверчивостью и фатальной невозможностью прервать общение с телефонным мошенником даже при понимании абсурдности происходящего. И таких людей достаточно много.

Специалисты считают, что, например, гипнотическому воздействию подвержены примерно 10% населения.

Для таких людей эффективными способами ограждения от мошеннических действий могут являться:

  • внешние технические ограничения, не позволяющие входить в контакт с мошенниками,
  • ограничения со стороны банков, которые отслеживают поведенческие финансовые особенности клиентов и ограничивают нетипичные платежи и переводы денежных средств,
  • ограничения со стороны операторов связи и банков, которые отслеживают длительность телефонных разговоров клиентов перед (или во время) совершением ими нетипичных по суммам или количеству операций действий, 
  • введение механизма подтверждения нетипичных операции третьими (доверенными) лицами.

Судя по публикациям, уже несколько лет действуют следующие организационные и технические меры от Банка России.

  1. Приостановка переводов денег на счета, сведения о которых внесены в базу данных Банка России о мошеннических счетах. При этом у автора возникает вопрос о причинах существования подобных счетов, если они были признаны ранее мошенническими! Наверное, логичным стало бы блокирование подобных счетов до детального выяснения их статуса и проверки операций по ним. Поэтому не понятна цель нахождения этих счетов в указанной базе данных, если счета остаются действующими без каких-либо ограничений.
  2. Блокировка переводов денежных средств с нетипичными для клиента параметрами — сумма перевода, периодичность, время и места проведения операции. По этому пункту могу сказать, что автору известен факт недавнего мошеннического перевода на миллион рублей через три транзакции, который не был заблокирован! Напрашивается вывод том, что эта блокировка не всегда реализуется банках!
  3. Блокировка перевода, если он производится с устройства, которое ранее использовалось злоумышленниками и данные о нем внесены в базу данных регулятора.

Все эти требования понятны и эффективны, однако не всегда реализуются. Недавно в медиа пространстве появилась информация о введении Банком России еще трёх критериев блокировки переводов.

  1. Банки обязаны приостанавливать переводы на счета, которые ранее оценивались антифрод-системами банков как мошеннические операции.
  2. Еще один критерий для блокировки — это информация о возбужденном уголовном деле против получателя средств.
  3. Критерий, обязывающий банки учитывать данные от других организаций о мошеннической операции. В частности, это - информация от операторов связи о том, что перед переводом денег зафиксирована нехарактерная для клиента телефонная активность или наблюдается рост числа входящих СМС-сообщений с новых номеров.

Последний критерий представляется особенно важным, так как, обычно, мошенник ведёт со своей жертвой долгий телефонный разговор, стараясь его не прерывать до завершения перевода средств. И это могут быть десятки минут и даже часы.

Полноценное внедрение всеми банками и операторами связи всех этих требований, несомненно, поможет в значительной степени оградить клиентов от телефонного мошенничества. Было бы весьма также полезна априорная блокировка подозрительных (на мошенничество) счетов из собранных в банковской системе РФ баз данных.

В свое время Банк России инициировал внедрение «правила второй руки», которое заключалось в использовании банками механизма подтверждения выбранными самими клиентами доверенными лицами всех или значительных по суммам транзакций, сделанных наиболее доверчивыми клиентами (например, лицами старшего возраста). Причем некоторые банки (в частности, Сбербанк) внедрили в прошлом году подобную систему. Однако, по непонятным причинам Сбербанк недавно отменил ее, сообщив в устном запросе о том, что планирует в будущем реализовать новую более современную систему. Конечно, реализация подобной инициативы также может резко снизить объемы хищений, которые в настоящее время составляют миллиарды рублей в год.

Однако при всех этих новшествах наиболее действенной представляются организационные и технические меры, реализуемые непосредственно на стороне клиента.

Они связаны с введением простых правил телефонного общения, относящихся к информационной культуре.

  1. Входящие звонки, произведенные с незнакомых номеров (номеров, отсутствующих в перечне контактов мобильного телефона) игнорируются.
  2. Звонки на стационарные телефоны, например, МГТС без определения номера входящего звонка игнорируются. 
  3. Естественно, это не относится к возможным звонкам курьеров, сборщиков заказов в магазинах, водителей заказанных такси и т.д.
  4. Для того, чтобы не привлекать звуками звонка доверчивых (престарелых) людей эта рекомендация может быть легко реализуема техническими мерами. Практически во всех мобильных телефонах (смартфонах) есть опция ограничения звонков только звонками, сделанными с известных номеров из контактов. Для обычных стационарных телефонов можно воспользоваться опцией отключения звука вызовов.
  5. Правилом хорошего тона, относящемся к информационной культуре, является не использование телефонных звонков для контакта с незнакомым человеком. Для такого первого контакта рекомендуется, вначале, написать в письме на E-mail, либо по мессенджеру о своем желании пообщаться. При этом, конечно, нужно представиться, написать тему общения и свои контактные данные.

Эти простые и доступные всем правила позволят существенно уменьшить вероятность доступа телефонных мошенников к своим потенциальным жертвам.

Михаил Левашов, кандидат ф.-м. наук, с.н.с., эксперт по информационной безопасности
Читать свежее