Ранее мы приводили анализ российских нормативных правовых актов и их проектов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности персональных данных. Затем решили посмотреть шире, какие меры в отношении защиты персональных данных недавно приняты за рубежом. В данном обзоре приведены некоторые наиболее интересные инициативы иностранных государств по безопасности персональных данных и биометрии по состоянию на конец 2021 года.
КАНАДА
В Квебеке вышли изменения к Закону о защите персональных данных. Поправки, названные «Законопроектом 64» [1], приняты в целях повышения безопасности ПДн и вводят новые обязательства для организаций, их обрабатывающих.
Ранее закон не требовал от организаций формировать политику в отношении персональных данных, и компании делали это на добровольной основе.
«Законопроект 64» вносит важные поправки в Закон, связанные с управлением обработкой персональных данных. Теперь организации обязаны:
- назначить «лицо, ответственное за персональные данные» (Person in Charge of Personal Information – «PCPI»);
- разработать и опубликовать на веб-сайте политику в отношении персональных данных;
- оценить воздействие на конфиденциальность ПДн при разработке новых проектов по предоставлению электронных услуг;
- установить порядок ответа на запросы лиц, чьи персональные данные могут быть собраны.
Подход «Законопроекта 64» к требованиям политики и процедур соответствует существующим требованиям Закона о защите персональных данных и электронных документах (Personal Information Protection and Electronic Documents Act – PIPEDA) и Регламента Евросоюза о персональных данных (GDPR), а также ряду положений российских нормативных правовых актов. Однако в отличие от вышеуказанных законов, «Законопроект 64» требует более подробного описания регламентов. Например, он требует, чтобы организация предоставила полное и исчерпывающее описание «жизненного цикла» ПДн, а также регламентировала обязанности персонала в отношении ПДн. «Закон 64», в отличие от PIPEDA и GDPR, требует чаще и публично раскрывать информацию.
Например, существующий Закон о частной сфере (Private Sector Act) не содержит требований по уведомлению затронутых лиц или специальной комиссии в случае инцидента. Новый законопроект требует, чтобы организация незамедлительно уведомляла Комиссию по доступу к информации и всех лиц, чьи ПДн были затронуты инцидентом, который имеет риск большого ущерба для субъекта ПДн. Организации также должны вести реестр случаев нарушения конфиденциальности, независимо от последствий данного нарушения, а также отправлять этот реестр по запросу Комиссии.
Организации обязаны вести учет нарушений конфиденциальности и принятых мер по их исправлению, а также предоставлять информацию надзорным органам по запросу. В случае, если нарушение создает высокий риск причинения вреда субъекту данных, организация обязана сообщить об этом соответствующему надзорному органу в течение 72 часов, а затронутые субъекты персональных данных должны быть уведомлены без неоправданной задержки.
ИНДИЯ
Индийские компании с 1 января 2022 не могут больше хранить данные о платежных картах клиентов. Такие ограничения ввел Резервный банк Индии (RBI) [2]. Согласно новым правилам, хранить данные теперь будут только банки-эмитенты и платежные системы, такие как Visa и MasterCard.
Например, розничные продавцы смогут хранить в своих базах данных и серверах ограниченные данные для идентификации покупателя — последние четыре цифры карты и название банка, выпустившего карту. Все организации, которые хранили полные данные карт, должны их удалить.
В 2022 году Индия также намерена ужесточить наказания за утечки информации, а также ввести обязательное уведомление об инцидентах. Организации будут должны сообщать о нарушениях в течение 72 часов. Такой шаг приведет законодательство Индии в соответствие с международными нормами, такими как Регламент Евросоюза о персональных данных (GDPR).
Компании будут также обязаны сообщать о любых утечках данных, а также принимать все возможные меры по реагированию на инцидент.
Для тех, кто намеренно раскрыл персональные данные без согласия субъекта, предусмотрены штрафы размером до 200 000 рупий (около $2700) и тюремное заключение сроком до 3 лет.
Законопроект находится в разработке и ожидается, что будет подписан в 2022 году и полностью реализован Управлением по безопасности данных в течение двух лет.
США
В США Федеральная торговая комиссия (FTC) в декабре 2021 года ввела более жесткие правила в отношении безопасности данных клиентов финансовых учреждений [3].
Подобную поправку в политику безопасности данных (Standards for Safeguarding Customer Information («Safeguards Rule») США вводит впервые, и связана она с повышенной сложностью обеспечения информационной безопасности, а также с рядом утечек данных, которые происходили в финансовом секторе последние годы.
Что изменилось:
- Расширен перечень организаций, которые попадают под определение «финансовых». Теперь ими являются также и торговые площадки, объединяющие множество продавцов и покупателей.
- Компании теперь обязаны проводить тестирование на проникновение в корпоративные ИТ-сети и на уязвимости, проводить оценку рисков и официально ее фиксировать, а также обучать своих сотрудников мерам по обеспечению информационной безопасности. От тестирования на проникновение и оценки рисков освобождены организации, обрабатывающие персональные данные менее 5000 человек.
Данное Правило безопасности было изменено в соответствии Законом Грэмма-Лича-Блайли (Gramm-Leach-Bliley Act - GLBA). Закон является основной регулирования безопасности ПДн финансовых учреждений на федеральном уровне. Например, GLBA требует, чтобы подобные учреждения обязательно информировали своего клиента о практике обеспечения безопасности данных, а также о его правах на отказ от обработки ПДн.
ИТ-гигант Facebook решил отказаться от технологии распознавания лиц и объявил об удалении шаблонов лиц 1 млрд человек [4]. Такой большой шаг компания сделала ввиду еще недостаточного регулирования безопасности биометрических данных. С таким заявлением в ноябре 2021 года выступил вице-президент компании Джером Пезенти. По его словам, подобное решение станет одним из крупнейших в истории технологии распознавания лиц.
Компания тщательно взвешивала все за и против, чтобы принять такое непростое решение, ведь более трети пользователей Facebook выбрали технологию распознавания лиц, и в течение долгих лет они получали уведомления, когда кто-либо публиковал фотографию с ними.
Эта технология также использовалась в системе автоматического замещающего текста на основе искусственного интеллекта (AI) для создания описания изображений для слепых и слабовидящих людей. Система сообщала, когда человек или его друг появлялись на фотографии. После данного изменения система по-прежнему сможет определять, сколько людей на фотографии, однако не будет пытаться идентифицировать людей на них.
Facebook все еще рассматривает технологию распознавания лиц как мощный инструмент, который в будущем может помочь, например, подтвердить личность или защитить от мошенничества, но подобная технология на текущий момент несет как пользу, так и риски. Соответственно, это все еще важная тема для обсуждения с гражданским обществом и регулирующими органами.
КИТАЙ
В Китае с 1 ноября 2021 года вступил в силу Закон о персональных данных [5], в котором регламентированы основные правила сбора, обработки и хранения персональных данных. В нем также изложены требования к иностранным компаниям, работающим на территории и за пределами Китая. Теперь для того, чтобы совершить трансграничную передачу данных, компании должны будут пройти оценку и получить сертификат о соответствии правилам безопасности ПДн от государственных органов.
Закон также обязывает иностранные компании, работающие за пределами Китая, но обрабатывающие персональные данные китайских граждан (например, это относится к интернет-магазинам), открыть на территории Китая представительство или назначить своего представителя в Китае, ответственного за безопасность персональных данных, что аналогично российскому Закону «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» (Федеральный закон № 236-ФЗ от 01.07.2021) в части 3 статьи 5.
Источники:
- Act respecting the protection of personal information in the private sector, CQLR c P-39.1, сентябрь 2021
- Tokenisation – Card Transactions: Permitting Card-on-File Tokenisation (CoFT) Services, сентябрь 2021
- Standards for Safeguarding Customer Information (the ‘Safeguards Rule’). Federal Trade Commission, декабрь 2021
- An Update On Our Use of Face Recognition, ноябрь 2021